Студенческие годы Н.Н. Страхова

В 1844 г. Николай Страхов стал готовиться к получению высшего образования. Запас знаний, полученный им в Костромской семинарии, оказался вполне достаточным для поступления в Санкт-Петербургский университет. Учрежденный в 1724 г. Петром Великим, он к середине XIX в. стал крупным научным и культурным центром России.

«Камеральный» факультет, на котором готовили специалистов по административной работе, Н.Н. Страхов выбрал по совету дяди, о. Нафанаила и с января 1845 г. начал посещать лекции как вольнослушатель.

Но выбранный факультет мало соответствовал намерениям и жизненным планам юноши, и, в конце концов, было решено поступать на математическое отделение: «Я сам недоволен выбором факультета, — писал Н.Н. Страхов своему наставнику, о. Иоанну. — Это избрание произошло от нерешимости. Никто не хотел и слышать о моем желании идти по ученой части. Все говорили, что это нехорошо и все только и думали, что о гражданской службе, которой я совсем не терплю…».

Вскоре Н.Н. Страхов стал студентом математического отделения, выдержав вступительный экзамен. «Мне хотелось собственно изучать естественные науки, но я поступил на математику, как на ближайший к ним предмет, чтобы иметь возможность получать стипендию, и получал ее по 6 рублей в месяц», — писал он позже в связи с университетскими воспоминаниями.

В стенах университета новичков, помимо академической науки, ожидали открытия иного свойства — в области идеологии. «В знаменитом университетском коридоре, ‑ вспоминал Н.Н. Страхов, ‑ мне доводилось слышать то рассуждения о том, что вера в Бога есть непростительная умственная слабость, то похвалы системе Фурье и уверения в ее непременном осуществлении. А мелкая критика религиозных понятий и существующего порядка была ежедневным явлением. Профессора редко позволяли себе вольнодумные намеки и делали их чрезвычайно сдержанно; но товарищи сейчас же объясняли мне смысл намеков. Один из университетских моих приятелей был очень хорошим моим руководителем в этой области».

Увлечению идеями отрицания исторических и духовных основ общества Страхов не поддался, но «увидел, что за ними стоит положительный и очень твердый авторитет, на который они опираются, именно — авторитет естественных наук». Следует особо подчеркнуть, что занятия точными и естественными науками не приблизили Страхова к идеям материализма. Прочная основа православного воспитания, заложенная в отрочестве, в студенческие годы стала для юноши опорой, не давшей увлечься нигилистическими теориями.

Зимой 1848 г. Н.Н. Страхов перевелся в Главный педагогический институт, продолжив образование на физико-математическом факультете.

Подготовку педагогов для средних и высших учебных заведений России вели крупные ученые — профессора и академики, члены Российской академии наук, широко известные каждый в своей области. Преподавательский состав естественно-математического факультета института практически полностью совпадал с университетским, что способствовало высокому уровню преподавания.

В 1851 году Н.Н. Страхов блестяще окончил институтский курс. Несомненные аналитические способности выпускника заметил выдающийся ученый-математик М.В. Остроградский.

В письме к матери Страхов писал: «мне дали серебряную медаль, которую скоро надеюсь представить Вам на сохранение. <…> На нашем факультете никому не дали золотой медали; мне и моему другу Вышнеградскому дали серебряные. 23 июня, когда раздали медали, было большое пированье, хотя товарищ министра и уверял, что нам мало дали пить. Когда министр уехал, посадили директора на стул и покачали; потом качали инспектора уже без стула, потом старшего надзирателя <…>. От двух часов пополудни пировали до семи с криком, шумом, объятиями и слезами».

А.Г. Масалов, заведующий отделом

Научной библиотеки имени Н.Н. Страхова