Литературоцентризм русской культуры XIX века означал исключительное положение художественного слова не только в искусстве, но и в сфере общественно-политической и философской мысли. Роль своеобразной внутренней рефлексии в литературном мире выполняла критика. Белгородский след в этой области примечателен и плодотворен так же, как и недостаточно изучен.
Практически любому образованному россиянину хорошо известны имена Белинского, Добролюбова, Писарева, тогда как творческое наследие наших земляков куда менее известно, хотя и не менее актуально. Современными их делает метод, направление литературно-критической мысли – «органическая критика». Основоположник направления А.А. Григорьев признавал истинным только искусство, исходящее из «национального идеала» народной жизни. Творец не выдумывает, а являет этот идеал, преобразованный в меру таланта в художественный образ. Его видение доступно писателю только в том случае, если он ощущает себя неотъемлемой «органической» частью своего народа. Тот же принцип справедлив и в отношении критики, помогающей читателю понять смысл и значение литературного произведения.
А.А. Григорьев, Ф.М. Достоевский и Н.Н. Страхов вместе основали литературно-философское направление «почвенничества». Не отрицая объективных достижений Западной Европы, почвенники выступали в защиту национальной истории и своеобразия русской культуры. Ю.Н. Говоруха-Отрок в целом вполне разделял убеждения своих старших современников. Больше всего его поразили сочинения Н.Н. Страхова, а также историко-философский труд Н.Я. Данилевского «Россия и Европа». Данилевский впервые в истории мировой социологической мысли сформулировал теорию «культурно-исторических типов», локальных цивилизаций, чье развитие подчинено своим собственным законам и условиям, а не универсальному «закону исторического прогресса». Он стал предшественником О. Шпенглера, А. Тойнби, С. Хантингтона в их попытках преодоления одностороннего линейного взгляда на историю человечества. Отрадно, что наш земляк оценил (среди немногих) научное значение трудов Данилевского, чья роль еще не получила должной оценки с позиций национального самосознания образованного класса русских. Под влиянием Страхова, с которым они особенно сблизились, Говоруха-Отрок также углубленно изучал философию и заинтересовался психологией.
Труды ведущих представителей «органической критики», пожалуй, наиболее полно представлены в Научной библиотеке имени Н.Н. Страхова НИУ «БелГУ». Литературно-критическое и философское наследие русских мыслителей, доступное в оригинале, все еще ждет молодых ученых нашего университета и других вузов России, способных облечь национальное интеллектуальное достояние в современную форму.
Последователи А.А. Григорьева – уроженцы Белгородчины (в то время Курской губернии) Ю.Н. Говоруха-Отрок и Н.Н. Страхов – каждый по-своему продолжили его дело, которое и сегодня требует продолжения.
Приглашаем всех желающих ознакомиться с презентацией, посвященной творческим отношениям Ю.Н. Говорухи-Отрока и Н.Н. Страхова.
А.Г. Масалов, заведующий отделом редких книг
(библиотекой-музеем Н.Н. Страхова)