Среди многочисленных научных и философских интересов Николая Николаевича Страхова видное место занимала этика.
Свое видение духовно-нравственного развития человека Страхов изложил в статье «Справедливость, милосердие и святость» («Новое время», 1892, апрель, № 5784). Он называет три ступени нравственной эволюции личности.
«Во-первых, – пишет он, – мы должны соблюдать во всех наших делах справедливость… не нарушать чужих прав и интересов, а всегда и везде отдавать каждому свое…» Основа таких действий – закон, «плод человеческого разума, плод долгой истории». Так поступающего человека можно назвать честным и справедливым.
Милосердие есть следующая, более высокая стадия нравственного становления. Вне сферы закона находятся чувства и мысли людей, для их совершенствования нужно иное начало. «Это начало, – отмечал мыслитель, – доброта сердца, милосердие, любовь к ближнему».
Святость – высшая ступень нравственности. Для гармоничной жизни недостаточно любви к ближним, ибо «кто больше любит, тот больше и страдает»; кроме того, добрые поступки могут иметь эгоистические мотивы. Выход – в достижении состояния, когда «человек становится выше своих желаний, своей природы, и выше смерти, и всякого страдания. Это полная чистота души и полная преданность воле Божьей», когда человек «смотрит на все, как бесплотный дух, он стоит на точке зрения вечности; тогда он как будто «вновь родится», и в душе его открываются источники лучшей жизни, вполне чистых чувств и сил».