Усадьба Л.Н. Толстого Ясная Поляна была особенно любима гостями писателя, в числе которых были многие выдающиеся представители русской культуры. С начала 1870-х годов частым гостем Ясной Поляны становится философ и литературный критик Н.Н. Страхов.
— С тех пор, — пишет Страхов о своей встрече с Толстым, — мы видаемся каждый год, т. е. обыкновенно я летом гощу у него месяц, полтора. Мы иногда спорили, охладевали друг к другу, но добрые чувства скоро брали верх; семья его полюбила меня, и теперь во мне видят старого неизменного друга, каков я и есть на самом деле.
Ясная Поляна была знаменита своими тенистыми аллеями, парками, садами, основанными еще предками Л.Н. Толстого. Гости въезжали в усадьбу по Прешпекту — березовой аллее, которая начинается от башен въезда и ведет к дому писателя. Атмосфера и распорядок жизни располагали к себе представителей творческих профессий.
— Утром, вдоволь наговорившись за кофеем (его подавали в полдень на террасе), — вспоминает Н.Н. Страхов проведенное с Л.Н. Толстым время, — мы расходились, и каждый принимался за работу. Я работал в кабинете, внизу. Было условлено, что за час или за полчаса до обеда (5 часов) мы должны отправляться гулять, чтобы освежиться и нагулять аппетит.
По воспоминаниям С.Л. Толстого, сына писателя, приезжая в Ясную Поляну, Страхов начинал свой день обычно тем, что утром писал или читал, причем пил так много крепкого кофе, что, по словам Л.Н. Толстого, бывал от кофе пьян. Гулял Страхов не много.
— Кажется, — вспоминает С.Л. Толстой, — самая дальняя его прогулка была за полторы версты на р. Воронку, куда он ходил купаться, нередко с Толстым или с компанией молодежи.
В то время ведущая от усадьбы к реке дорога носила название «Купальной». Рядом с одним из переездов через реку и находилась купальня. Страхов играл в крокет, бывший одно время в большом ходу в Ясной Поляне.
Недалеко от усадьбы проходило шоссе, связывавшее Москву и Киев. Очень оживленная дорога, по которой проходили и странники, совершавшие паломничество к святым местам. Выходил на эту большую дорогу и Толстой, часто в простой одежде, чтобы не выделяться в толпе прохожих, с которыми он любил вести откровенные беседы.
— Однажды он повел меня с собою, — пишет Страхов своему другу, философу Н. Я. Данилевскому, — и показал, что он делает между прочим. Он выходит на шоссе (четверть версты от дома) и сейчас же находит на нем богомолок и богомольцев. С ними начинаются разговоры…, он выслушивает удивительные рассказы. Он стал удивительно чувствовать красоту народного языка и каждый день делает открытия…
В 2.5 км от Ясной Поляны находится село Кочаки, а в нем — каменный храм во имя Святителя и Чудотворца Николая. Возле церкви располагается Кочаковский некрополь — небольшое сельское кладбище.
Жители Ясной Поляны были прихожанами Никольской церкви, здесь они венчались и хоронили умерших на местном погосте. В фамильном склепе Толстых покоятся родители писателя: мать Мария Николаевна Толстая, урожденная Волконская, отец Николай Ильич Толстой и брат Дмитрий. Возле склепа находится могила деда Л.Н. Толстого по материнской линии Николая Сергеевича Волконского. Здесь же покоятся и некоторые потомки писателя.
На одном из надгробий высечена эпитафия А.С. Пироговой, чья гибель под колесами поезда произвела на Толстого сильное впечатление. Пирогова стала одним из прототипов героини романа «Анна Каренина».
Бывал здесь и Н.Н. Страхов, с неизменной теплотой вспоминая пребывание в кругу семьи Толстых.
— два часа пополудни двадцать экипажей составили поезд в Кочаки, — пишет он в письме А.А. Фету в 1891 г., — за три версты, где церковь. Деревня высыпала на улицу и собралась у церкви… Из церкви вернулись почти прямо к столу, который был накрыт на крокет-гроунде. Своих, конечно, тут было больше, чем чужих; парад был большой… Но было задушевно и мило, как всегда у Толстых… (речь в письме идет о венчании племянницы Л.Н. Толстого М.А. Кузминской).
Сегодня в 3,5 км. от музея-усадьбы Л.Н. Толстого расположена железнодорожная станция «Ясная Поляна». Историческое название этого места – Козлова Засека, так называлась станция до того, как была переименована к 100-летию писателя в 1928 году. Отсюда начинался последний отрезок пути к его дому, и именно так сегодня называется расположенный здесь музейный комплекс. В обширной переписке между Л.Н. Толстым и его корреспондентами, в частности Н.Н. Страховым и А.А. Фетом, «Козловка» упомянута как место, где встречали гостей Льва Николаевича. Отсюда Страхов иногда отправлялся далее: к Фету в Курскую губернию, к родственникам в Малороссию, или возвращался в нелюбимый им Петербург.
В последний раз Н.Н. Страхов посещал Ясную Поляну незадолго перед смертью, летом 1895 года.