Поэт вполне и до конца

5 декабря исполнилось 200 лет со дня рождения Афанасия Афанасьевича Фета (1820-1892).
Известный прежде всего как тончайший лирический поэт XIX века, он отличался предприимчивостью, лично вел хозяйство, был избран в мировые судьи, высказывал идеи аграрных реформ. Впечатляет объем выполненных Фетом переводов античных и современных ему авторов: Горация, Овидия, Тибулла, Ювенала, Гейне, Гёте, Шопенгауэра и др.
Многолетним собеседником, помощником и корреспондентом поэта был Н.Н. Страхов, чьи «Несколько слов памяти Фета» (1892) обладают несомненным достоинством воспоминаний доброжелательного очевидца.
«Фет был поэтом вполне и до конца; и потому, — вспоминал Страхов, прославлять его значит тоже, что прославлять поэзию. И, наоборот: для понимания тайны поэтического творчества он такой живой и ясный пример, какого другого не найти. Он сам, конечно, хорошо сознавал, что носит в себе эту тайну, и часто выражал ее очень странными речами. Он говорил, что поэзия и действительность не имеют между собою ничего общего, что как человек он — одно дело, а как поэт — другое. По своей любви к резким и парадоксальным выражениям, которыми постоянно блестел его разговор, он доводил эту мысль даже до всей ее крайности; он говорил, что поэзия есть ложь и что поэт, который с первого же слова не начинает лгать без оглядки, — никуда не годится. Люди, всею душою погруженные в действительность, твердо в нее верящие и постоянно хватающиеся за нее всеми возможными способами, должны прийти в великий соблазн от таких речей».
Хотя еще в начале 1850-х годов стихи Фета получили положительные критические отзывы ряда журналов, с подачи М.Е. Салтыкова-Щедрина о его поэзии порой писали в презрительно-ироническом тоне.
«Людям не нужна моя литература, а мне не нужны дураки», — написал Фет Н.Н. Страхову, намекая на отсутствие интереса и понимания со стороны современников, увлеченных гражданской поэзией и идеями народничества. Современники отвечали тем же: «Все они (стихи Фета – А.М.) такого содержания, что их могла бы написать лошадь, если бы выучилась писать стихи» (Н.Г. Чернышевский).
Там не менее еще при жизни Афанасий Фет получил заслуженное признание: стал полным лауреатом Пушкинской премии, был избран членом-корреспондентом Императорской Академии наук, получил придворное звание камергера.
Посмертная слава пришла к поэту в конце 90-х годов XIX и в первые десятилетия XX века. Влияние Фета испытали поэты-символисты Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Андрей Белый, Александр Блок.

А.Г. Масалов, заведующий отделом
Научной библиотеки имени Н.Н. Страхова