Наследие Н.Я. Данилевского: открытые вопросы

В библиотеке-музее Н.Н. Страхова состоялось заседание литературно-философского клуба «По средам у Страхова», посвященное 200-летию со дня рождения выдающегося естествоиспытателя, культуролога и публициста Н.Я. Данилевского (1822-1885)

Научное наследие русского мыслителя в таких областях, как изучение флоры и фауны России, экономика, социология представляют собой огромный и малоизученный пласт отечественной интеллектуальной истории.

Несмотря на популярность геополитических идей Н.Я. Данилевского, их мировоззренческие истоки и формы доказательства явно нуждаются в дальнейшем уточнении. Даже дата рождения ученого, указанная в разных авторитетных изданиях, представляет собой открытый вопрос. Поэтому участники клуба – ученые, студенты и сотрудники университета – сосредоточились более на вопросах, поставленных русским мыслителем, его личности и творческих связях.

– Данилевский был, по-видимому, наиболее близким в интеллектуальном и нравственном отношении собеседником Н.Н. Страхова, ‑ отметил научный консультант библиотеки-музея профессор Павел Ольхов. ‑ Он также был человеком не «партийным», не становился под знамена… Атмосфера культа, созданная вокруг Данилевского как вождя панславизма (отчего «пострадал» и Достоевский), вредит пониманию наследия ученого. В то время как его неангажированность оказалась научно продуктивной, в частности, в отношении философии истории и критики дарвинизма… «Открытым вопросом» является и сам тип аргументации Данилевского, который может и должен быть раскрыт через изучение сферы разговора ученого с современниками, – подвел итог Павел Анатольевич.

Свои социологические взгляды Н.Я. Данилевский наиболее полно изложил в фундаментальном труде «Россия и Европа» (1869), где выдвинул теорию локальных «культурно-исторических типов» (цивилизаций), развивающихся подобно живым организмам. Европа представлена там как нечто чуждое и даже враждебное России.

Заведующий библиотекой-музеем Н.Н. Страхова Алексей Масалов отметил, что вопрос о релевантности предложенных Данилевским законов развития цивилизаций в современном мире стоит сегодня как никогда остро.

В любом случае к наследию Данилевского будут обращаться, поскольку эти законы принимали Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, Н.Н. Страхов. Подобные взгляды разделяли впоследствии и многие исследователи на Западе, — заключил Алексей Геннадиевич.

Общепризнанным является вклад Данилевского и в критику дарвинизма.

– Ученый имел много влиятельных союзников в Европе. В их числе немецкий ботаник А. Виганд, один из основателей культурной антропологии А. Бастиан, предвосхитивший идеи К.Г. Юнга, и др. Данилевский принес в теорию эволюции идею индивидуализации, в то время как у Дарвина развитие представлено однообразно, ‑ подчеркнула профессор Елена Мотовникова.

Н.Я. Данилевский пользовался большим уважением современников, среди которых были Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, И.С. Аксаков, П. П. Семенов-Тян-Шанский. Защитником и популяризатором идей своего друга был и наш земляк Н.Н. Страхов.

В заключение литературно-философской встречи участники согласились, что изучение наследия Данилевского должно быть учтено в планировании работы МНИЦ «Интеллектуальная история России и региональные биографические исследования».

 

Информация предоставлена

Научной библиотекой им. Н.Н. Страхова